ТРИЗ и развитие творческого воображения
"МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ ФАНТАЗИИ"
"Магический кристалл фантазии",
часть первая. Учебное пособие для инженеров и изобретателей (первое
издание - 1975, перераб. - 1999). В первой части ("Алгоритм новых идей")
рассказывается о методах и приемах создания новых фантастических идей -
об "этажной схеме" и фантограммах Г.С.Альтшуллера, методе конструирования
по приемам П.Амнуэля и Р.Леонидова и др. Приводятся примеры конструирования
идей с помощью различных методик.
"Магический кристалл фантазии", часть вторая.
Учебное пособие для инженеров и изобретателей (первое издание - 1975, перераб.
- 1999). Во второй части ("Патентный фонд фантастики") рассказано о научно-технических
прогнозах, которые можно найти в произведениях писателей-фантастов, даны
примеры "фантастических изобретений и открытий" с описанием соответствующих
"патентов".
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ТРИЗ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)
Читатель, практически ничего не знающий ни о ТРИЗ, ни об РТВ, найдет
здесь цикл из более чем ста мини-лекций с упражнениями. Изложены практически
все выявленные приемы РТВ, а также основы изобретательского творчества,
приведены многочисленные примеры. Курс этот состоит из 13 частей, каждая
из которых публикуется отдельно.
Часть первая.
В первой части курса дается понятие о том, что изобретение является следствием
разрешения технических противоречий, рассказано об ИКР - идеальном конечном
результате и о главных приемах, используемых в ТРИЗ и РТВ как для разрешения
противоречий, так и для создания новых фантастических идей.
Часть вторая.
Во второй части курса описывается метод синектики как один из методов изобретательства,
рассказывается о таких изобретательских приемах и операторах, как РВС (размеры-время-стоимость)
и "Золотая рыбка". Дается представление о приемах создания фантастических
идей, которые не совпадают с приемами ТРИЗ, но следуют из исследования
идей научной фантастики (например, прием "изменить неизменяемое").
Часть третья.
В третьей части курса рассказано об альтовском "этажном методе" создания
НФ идей. об использовании в ТРИЗ метода ММЧ (метод маленьких человечков),
а также об одном из главных "инструментов" ТРИЗ - вепольном анализе. Кроме
того, дается понятие о физических эффектах и их использовании в ТРИЗ и
научной фантастике и начинается рассказ о предвидениях писателей-фантастов,
основанных на методах ТРИЗ и РТВ.
Часть четвертая.
Основным содержанием четвертой части курса является изложение ТРТЛ - теории
развития творческой личности. Дается понятие "достойной цели" и анализируются
"ходы" творческой личности в ее игре против жизненных обстоятельств.
Часть пятая. Здесь
читатель найдет рассказ о том, как с помощью тризовских методов можно решать
проблемы, не связанные с техническими противоречиями, например, как журналист
должен писать статьи, как ученый может предвидеть будущее открытие и т.д.
В пятой части курса говорится о некоторых приемах РТВ и о том, как с помощью
ТРИЗ можно решить проблему взаимодействия человечества и окружающей среды.
Остальные части курса будут появляться на сайте в дальнейшем.
Шкала "Фантазия-2"
- описание шкалы оценки фантастических идей, составленной в соавторстве
с Г.Альтовым (1986).
Переход на страницы:







